Перейти к содержимому


Фотография

Поделимся опытом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 294

#1 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 13 Январь 2011 - 09:34

Содержание.
1. Предисловие или как я стал инженером по охране труда.
2. Введение.
3. Начинаем работу.
4. Заключение

1. Предисловие или как я стал инженером по охране труда.

Большинство из нас не рождаются инженерами по охране труда, и мы, в основном, даже не выбираем эту профессию, - чаще всего нас на эту должность назначают.
А происходит это примерно так. На нашей фирме происходит несчастный случай (или, в лучшем случае, проверка со стороны) и директор порой даже не осознавая, как и что надо в таких случаях делать, с "бешенными" глазами начинает искать специалиста по охране труда. Но после поиска хороших специалистов, он понимает, что такие деньги ему платить жалко. И как всегда находится лазейка (по совету знакомых или контролирующих органов, которые пытаются "съэкономить" его деньги), которая дает ему полное право возложить обязанности по охране труда на какого - либо из работников. И у меня произошло это именно так.
Устроился я на работу в качестве инженера - электрика. Работа вполне устраивала, но... Пришел на наше предприятие человечек из Министерства Труда и началось... Здесь не так, так не положено, надо так. Короче напугал директора, наложил штрафы и обещал зайти еще.
Вот при этой ситуации и потребовалась должность специалиста по охране труда. Походили к нам различные спецы в этой области, предлагали свои услуги и просили за это энную сумму. Для частного предприятия платить деньги на сторону тому, кто не приносит доход - это самоубийство. Поискали, поискали, и пришли к выводу, что надо назначать "своих". При этом были осведомлены, что на такую должность должен быть назначен человек, имеющий специальное образование или иметь высшее техническое образование и стаж работы не менее трех лет. Таких людей у нас не оказалось (у меня было высшее техническое образование, но не хватало стажа). Тогда сделали по - другому: решили отправить меня на обучение в организацию, которая за неделю обучения предоставляла мне корку по проверке знаний требований охраны труда.
Сами понимаете, что за 40 часов лекционного материала, знаний, достаточных для изучения всех вопросов охраны труда недостаточно. Лекционного материала, как я подсчитал, было всего - то отсилу часов 20 и то мура общая какая - то. Но заплатив за мое обучение 1300 рубликов, да еще с отрывом от производства, директор думал получить от меня все материалы и документы, которые необходимы по охране труда сполна. На все мои убеждения о времени и средствах, которые необходимо затратить на организацию работ по охране труда, он реагировал примерно так: ну мы ведь за все заплатили. Короче посидели, подумали и решили, что я напишу инструкции по охране труда и буду вести журналы по охране труда, только для того, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов, а за одно, буду заниматься конструированием, так как потребность в конструкторах у нас тоже была большая.
Так я и делал до поры, до времени. Но как говориться "пришла беда - открывай ворота". Случился на производстве у нас пожар. Сгорел деревообрабатывающий цех. Шумиха, убытки, претензии со стороны пожарной службы, штрафы. И как всегда у нас бывает, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Опять пришли к выводу, что надо либо заниматься вопросами охраны труда полностью и как положено, либо не заниматься ими вовсе.
На этот раз я пошел на обучение по пожарной безопасности. Тут вообще класс! Обучили за 30 минут и торжественно вручили корку. Но надо было теперь заниматься по полной программе. Разговор о том, что там ничего не рассказали, поднимать было глупо, тем более, что за 30 минут обучения фабрика заплатила 800 рублей.
Вот и пришлось мне изучать все самому на собственном опыте и руководствуясь собственной интуицией. Так как деньги ни на что не давали пришлось собирать все по частицам и лепить свою работу как говориться из того, что было. А было только одно - интернет. Но на разных сайтах было всего по - маленьку, и собрать все воедино было трудно из - за отсутствия опыта. Но я все же это огорил. Чего и тебе желаю, мой читатель.
После накопления опыта в данной области работ и родилась идея помочь новичкам в области охраны труда. Как это сделать? Я ведь не писатель и издавать меня никто не станет! Да и надо ли мне это? Но владея немного навыками HTML, я решил сделать простенький сайт, где выложить все мои наработки в области охраны труда и тем самым помочь людям, которые оказались в такой же ситуации, в какой оказался и я.
На этом, наверное, и закончу свое предисловие и непосредственно перейдем к изучению вопросов охраны труда.

2. Введение.

Во-первых, нам надо понять, что же это такое - охрана труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилиатационные и иные мероприятия.
Здесь следует уяснить, что охрана труда - это большой, непрерывный процесс, постоянно требующий материальных затрат. И ни в коем случае охрану труда не следует путать с понятием техники безопасности. Техника безопасности - это один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Эти понятия очень часто путают, а напрасно.
Во-вторых, нам необходимо четко знать и представлять себе, с чего надо начать работу и в каком направлении идти. А начинать как всегда нужно сначала (шутка). Об этом и будет рассказано в следующем разделе.
Давайте условимся, что я с самого начала не буду приводить все законы и иные нормативно - правовые акты в области охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, а сразу перейду к конкретной работе. Знаю, многие меня осудят. И правда, как можно без предварительного изучения требований, содержащихся в нормативно правовых актах, строить свою работу? Можно и нужно!!! Дабы не засорять себе мозги на начальном этапе своей работы и чтобы эта работа сразу же не вызвала отвращение. Все требования Вы изучите потом, а пока нам необходимо в кратчайшие сроки привести внутреннюю документацию по охране труда в порядок.

3. Начинаем работу.

1. Начнем с приказов.
По хорошему директор их должен сделать сам, но... Из - за отсутвия опыта или по каким - либо другим причинам, как это всегда бывает, ваять эти приказы скорее всего будете именно Вы; он лишь только подпишет.
Вобщем, необходимы следующие приказы:
1) Приказ о назначении ответственных лиц по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии (если есть котельная, то еще и приказ о назначении ответственных лиц за газовое хозяйство);
2) Приказ о присвоении 1 - ой группы электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
3) Приказ о сроках проведения инструктажей;
4) Приказ о назначении комиссий проверки знаний по охране труда.
Перечень профессий и видов работ, которым необходимо присвоение 1-ой группы по электробезопасности, также утвердите директором.
Здесь есть один нюанс. Присваивать 1-ую группу по электробезопасности должен работник, имеющий группу по электробезопасности не ниже 3-ей, т.е. энергетик, или в крайнем случае, электрик. Так что эту обязанность с себя смело снимайте.
Образцы приказов я также привожу.
Приказ о назначении ответственных лиц по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.
Приказ о присвоении 1 - ой группы электробезопасности неэлектротехническому персоналу. Смотреть
Приказ о сроках проведения инструктажей.
Приказ о назначении комиссий проверки знаний по охране труда.
Перечень профессий и видов работ, которым необходимо присвоение 1-ой группы по электробезопасности
Обратите внимание на то, что по - хорошему, по - правильному, обучение на курсах должны пройти не только вы, но и все начальники производственных подразделений и все лица, у которых в подчинении находиться хотя-бы один человек. Но на это нужны деньги, которых Вам могут и не дать. Советую для этого написать программу обучения по охране труда для управленческого персонала, чтобы и они могли знать все нюансы по охране труда. Данная программа, скорее всего целиком и полностью будет повторять программу вводного инструктажа, о которой пойдет речь ниже. Советую Вам написать ее и раздать управленцам. Пусть сперва сами научаться, а уж потом будут обучать остальных. Эту программу утверждать никем не нужно; она будет вроде памятки.
Пойдем дальше.

2. Приобретите следующие журналы:
а) Журнал регистрации вводного инструктажа;
б) Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
в) Журнал учета и регистрации несчастных случаев на производстве;
г) Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
д) Журнал учета противопожарного инструктажа на рабочем месте;
е) Книга наряд - допусков на выполнение работ, относительно которых предъявляются повышенные требования по технике безопасности.
Вы их можете сделать и сами. Образцы этих документов я также привожу.
Журнал регистрации вводного инструктажа
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
Журнал учета и регистрации несчастных случаев на производстве
Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
Журнал учета противопожарного инструктажа на рабочем месте
Книга наряд - допусков на выполнение работ, относительно которых предъявляются повышенные требования по технике безопасности

3. Затем нам необходима программа вводного инструктажа и инструкция по проведению вводного инструктажа
. Не путайте программу и инструкцию. Программа - краткий очерк, начертанье, перечень, изложенье, содержанье сочинения, предположенного изданья, книги, журнала, преподаванья чего либо; план празднества, торжества, зрелища, представленья; задача, пояснительная записка на заданную по выбору работу. То есть это краткое изложение действий, например, 1., 2., 3... Инструкция - правила, руководство, наставление, наказ. То есть это подробное изложение программы, подробное ее описание.
Примерную программу вводного инструктажа можно скачать здесь .
Примерную инструкцию по проведению вводного инструктажа можно скачать здесь .

4. Теперь берем из отдела кадров перечень профессий работников, а от начальника производства - паспорта на все станки и оборудование, применяемое на производстве, и, пишем инструкции по охране труда для всех профессий, а также инструкции по охране труда для работы за станками, ну и естественно пишем программы инструктажа на рабочем месте (это касается и электробезопасности и газового хозяйства).

Инструкции по охране труда пишутся на основе типовых инструкций (ТИ) и состоят из следующих разделов:

1. Общие требования безопасности
2. Требования безопасности перед началом работы
3. Требования безопасности во время работы
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5. Требования безопасности по окончании работы
Обратите внимание, что когда будете писать инструкцию по охране труда, например для бухгалтера и секретаря, то они получаться практически одинаковыми. Правильней и эффективней создать одну общую инструкцию по охране труда и назвать её, например, "инструкция по охране труда для админитративно - управленческого персонала и ИТР", если конечно их работа в офисе практически не отличается.
Здесь одним из важных моментов является обеспечение этими инструкциями цеха, административные и производственные подразделения. Для этого подписанные инструкции отксерокопируйте и отдайте мастерам и начальникам производственных подразделений.

5. Разработайте следующие положения:

1) Положение о службе охраны труда на предприятии;
2) Положение о системе управления охраной труда на предприятии;
3) Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии работников и служащих.
6. Разработайте экзаменационные билеты и ответы для проведения проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии. Рекомендованное количество вопросов в билете - 5.

7. Разработайте и утвердите директором перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

8. Разработайте и утвердите директором перечень профессий и видов работ, при котором обязательно прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.

9. С внутренней документацией по охране труда на этом закончим и перейдем к пожарной безопасности.
Необходимо сделать общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности объекта и на основании этой инструкции написать инструкции для отдельных помещений. Например, инструкция по мерам пожарной безопасности на производственном складе, или инструкция по мерам пожарной безопасности при проведении огнеопасных работ, или инструкция по мерам пожарной безопасности в прозводственных цехах.
Полезно также ознакомиться с правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации".
На первый взгляд там такая лабуда и естественные, само собой разумеющиеся вещи, но все же читайте их внимательно. Я например, пропустил там пункт 498, абзац 2 : "Совместное хранение в одной секции с каучуком или авторезиной каких - либо других материалов и товаров, независимо от однородности применяемых огнетушащих средств, не разрешается", за что меня и взгрели.
А вообще, купите лучше книгу, глазам меньше вреда, да и приложения там интересные и полезные есть.
Вобщем, желаю удачи при нудном освоении.

10. Ну а теперь производственная санитария.

Единственную вещь, которую требовала от меня эпидемстанция - это Программа производственного контроля, которую можно скачать здесь
Естественно, они будут проводить Вам анализы проб воды, воздуха, пыли, шума и т.д., и за это брать энную сумму денег, но это неизбежно.
Кстати а у Вас аттестованы рабочие места? Если нет - то тогда Вам следует обратиться в местный центр по аттестации рабочих мест. Сумма для этих целей более чем кругленькая, зато эта аттестация проводиться 1 раз в 5 лет. Это тоже кстати неизбежно.
Это самый минимальный перечень работ, который Вы должны сделать на своем предприятии. Остальные Ваши действия должны зависить от характера производства.

4.Заключение.

Надеюсь Вы теперь имеете представление с чего начать свою работу в области охраны труда. А все остальное, что Вам нужно надеюсь найдете на сайте.
Источник: http://sewer.3dn.ru/
  • 3

#2 OFFLINE   gambler

gambler

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 253 сообщений
    Активность: 31 янв. 2018 12:33
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия-Крым

Отправлено 13 Январь 2011 - 11:21

Во-первых, нам надо понять, что же это такое - охрана труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилиатационные и иные мероприятия.
Источник: http://sewer.3dn.ru/

Просмотр сообщения


садись - два! http://ohrantruda.co...tyle_emoticons/default/biggrin.png

впервые этот опус прочитал три года назад. Надеюсь, теперь автор стал более точным в своих выражениях.
  • 0

#3 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 13 Январь 2011 - 11:26

Так я и говорю, что давайте делиться опытом и знаниями.
  • 0

#4 OFFLINE   инна

инна

    Заслуженный консультант

  • Участники
  • PipPipPipPipPip
  • 1 106 сообщений
    Активность: 17 апр. 2017 19:07
  • Пол:Женщина
  • Профессия :инженер по охране труда
  • Город:Луганск
  • Интересы:охрана труда,экология

Отправлено 13 Январь 2011 - 21:58

Все равно-классно!!Для начинающего инженера очень даже понятно!!! Спасибо!!!
  • 0

#5 OFFLINE   DDi

DDi

    Берегите человека

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 7 368 сообщений
    Активность: 21 июня 2018 18:44
  • Пол:Женщина
  • Город:Украина, Запорожская обл
  • Интересы:охрана труда

Отправлено 13 Январь 2011 - 22:57

Наверное у большинства инженеров по ОТ так и получилось с работой - неожиданно http://ohrantruda.co...tyle_emoticons/default/smile.png
Спасибо,Гюрза! Познавательно
  • 0

#6 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 14 Январь 2011 - 10:33

Проводя проверки по охране труда, мне часто приходится сталкиваться с тем, что во многих предприятиях, организациях, учреждениях службами охраны труда не уделяется должное внимание делопроизводству. Документы хранятся в хаотичном состоянии, порой инженер по охране труда не может отыскать необходимую информацию, ли-хорадочно шаря по затасканным папкам, прозрачным файлам, а иногда просто перекладывая бумаги из одной стопы в другую. Учет документации не ведется, номенклатура дел отсутствует, о сроках хранения документов никто не дога-дывается. И это такое положение дел в службе охраны труда, что же говорить о документации в структурных подраз-делениях, на местах… Что же необходимо сделать, что бы навести порядок в делопроизводстве по охране труда? Попробуем разо-браться вместе. Думаю, что, прежде всего службе охраны труда необходимо подготовить инструкцию по делопроизводству по охране труда. Вот как бы ее составил я (уверен, что это не догма). Инструкция по делопроизводству по охране труда 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему делопроизводства по охране труда на предприятии. Методическое руководство и контроль за ведением делопроизводства по охране труда возлагается на службу охраны труда предприятия, которая дает указания по вопросам ведения делопроизводства по охране труда, обязательные для исполнения структурными подразделениями предприятия, проверяет состояние делопроизводства на местах и осуще-ствляет обучение работников, ответственных за ведение различных документов по охране труда в структурных под-разделениях. 1.2. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства по охране труда в структурных подразделе-ниях, своевременное и качественное исполнение документов, а также за их сохранность возлагается на руководителей структурных подразделений. 1.3. Непосредственное ведение делопроизводства в структурных подразделениях возлагается на работников, на-значенных ответственными за эту работу, которые обеспечивают качественное ведение документов по охране труда, учет и прохождение документов в установленные сроки, информируют службу охраны труда предприятия о состоя-нии их исполнения, осуществляют ознакомление работников с нормативными и методическими документами по ох-ране труда. 1.4. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за выполнение требований Инструкции, сохранность находящихся у них служебных документов по охране труда. Об их утрате немедленно док-ладывается руководителю предприятия и руководителю службы охраны труда. Передача документов, их копий работ-никам сторонних организаций (физическим лицам) допускается с разрешения руководителя службы охраны труда. 1.5. При уходе сотрудника в отпуск, выбытии в командировку, в случае болезни, имеющиеся у него документы по охране труда по указанию руководителя структурного подразделения передаются другому сотруднику, который обя-зан принять меры к их своевременному исполнению. 1.6. При увольнении или перемещении руководителя службы охраны труда производится передача дел и доку-ментов, о чем составляется приемо-передаточный акт, который утверждается руководителем предприятия. 1.7. Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию рабо-ты с документами, создаваемыми средствами вычислительной техники. 1.8. Выполнение Инструкции обязательно для каждого руководителя отдела, службы, структурного подразделения, должностного лица и специалиста, которые в непосредственной работе ведет делопроизводство по охране труда, с ее требованиями указанные лица должны быть ознакомлены. 1.9. Порядок работы с письмами, заявлениями, обращениями и жалобами граждан определяется Законом Украины «Об обращении граждан». 2. Правила составления и оформления документов 2.1. В соответствии с действующим законодательством Украины «Об охране труда» издаются следующие распоряди-тельные документы: предписания, инструктивные и информационные письма, приказы (распоряжения), указания. 2.2. Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документа: наиме-нование организации - автора, название вида документа или унифицированной формы документа (включая заголо-вок), заголовок к тексту, дата, индекс, текст, визы, подпись. 2.3. Бланки документов. Документы оформляются на бланках и имеют установленный комплекс реквизитов и порядок их расположения. На предприятии применяются следующие виды бланков: предписания по охране труда, приказа; указания; инструктивного или информационного письма; решения комиссии общественно-гражданского контроля со-стояния охраны труда; служебного письма Госнадзорохрантруда или его теруправления. Употребление бланков произвольной формы не разрешается. 3. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов. 3.1. Подготовка проектов приказов или распоряжение по вопросам охраны труда общих для всего предприятия осу-ществляется службой охраны труда с участием (при необходимости) руководителей служб, отделов, структурных подразделений предприятия, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос. Первый экземпляр проекта документа визируется руководителем службы охраны труда, руководителями служб, отделов, структурных подраз-делений, с которыми согласовывается проект, а также руководителями юридической службы предприятия. Текст приказа состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный акт, нормативный или распорядительный документ, то в констатирующей части указывается его название, дата, номер, заголовок и пе-редается содержание той его части, которая непосредственно касается предприятия. Распорядительная часть приказа начинается словом "ПРИКАЗЫВАЮ". В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте преамбулы, например: "В дополнение к приказу», «Во изменение приказа по пред-приятию от 08.10.96 N 201...". Немного отвлечемся от основного разговора. Именно в аналогичных предложениях мне часто приходится ви-деть грубые ошибки. Прошу всех запомнить, правильно так: Во изменениЕ приказа. Предлог в (во) употребляется с винительным падежом, когда указывает на цель совершения действия (смысл "зачем"; ср.: в доказательство, во избе-жание, во изменение). При отглагольных существительных (коим является существительное "выполнение") обычно употребляется предлог ЗА: "контроль за выполнением приказа" (см. Д.Э.Розенталь, "Справочник по русскому языку. Управление в русском языке", М., 2002). Так же правильно писать согласно прилагаемомУ документу, указу, распо-ряжению и т.п. (дательный падеж). В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом. Проекты приказов представляются на визу секретарю директора предпри-ятия, которая проверяет правильность их оформления. Ответственность за качество подготовки документов, как по содержанию, так и по оформлению возлагается на должностное лицо, готовившее этот документ. Приказ подписывает руководитель предприятия или по его поручению заместитель (главный инженер). (уточнию, необходимо говорить "передать (отдать) документ на подпись руководителю"). Приказ регистрируется, нумеруется порядковым номером в пределах календарного года. 3.2. Указание. Указание - распорядительный документ по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам организационно-оперативного управления деятельностью предприятия по вопросам охраны труда. Указание не должно содержать предписаний, носящих нормативный характер. Указания подписываются руководите-лем предприятия или по его поручению заместитель (главный инженер). Указание визируется в установленном порядке руководителем подразделения, которое готовит его проект, а также ру-ководителями подразделений, вопросы деятельности которых затрагиваются в документе. Распорядительная часть указания начинается словом "ПРЕДЛАГАЮ"("ОБЯЗЫВАЮ"). Указание нумеруется порядковым номером в пределах календарного года. 3.3. Инструктивное письмо. Инструктивное письмо - документ, издаваемый службой охраны труда в целях оказания методической помощи по вопросам охраны труда структурным подразделениям предприятия. Инструктивные письма подписываются руководителем службы охраны труда. Информационная часть инструктивного письма начинается словом "Объявляю", "Сообщаю". Регистрация инструктивного письма осуществляется аналогичным образом как и вышеуказанные документы. 3.4. Протокол заседания комиссии общественно-гражданского контроля за состоянием охраны труда. Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на комиссии. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. В водной части заполняются следующие реквизиты: "председатель", "секретарь", "присутствовали", "повестка дня". Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела стро-ится по схеме: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Основное выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему, постановление (решение) печатается полностью. Содержание особого мнения записывается в протоколе после соответствующего протокольного решения. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы регистрируются в специ-альном журнале в службе охраны труда предприятия. 4. Контроль за исполнением документов 4.1. Организация контроля. 4.2. Все поступающие на имя руководства предприятия документы по охране труда требующие исполнения и подго-товки ответа, подлежат контролю. 4.3. Контроль за исполнением документов устанавливается в целях обеспечения их своевременного и качественного исполнения, повышения уровня организаторской работы и исполнительной дисциплины. 4.4. Поручения с конкретной датой исполнения выполняются в указанный срок. Поручения без указания конкретной даты исполнения, имеющие в тексте пометку "Срочно", исполняются в 3-дневный, остальные в месячный срок. Этот срок исчисляется в календарных днях с даты их подписания. Если по объективным причинам возникла необходимость продления срока исполнения руководитель службы охраны труда не позднее, чем за 3 дня до истечения установленного срока должны подготовить на имя руководителя пред-приятия мотивированную просьбу по этому вопросу и предложение о новом сроке. 4.5. Руководители структурных подразделений обязаны еженедельно рассматривать на оперативных совещаниях со-стояние исполнительской дисциплины по документам по вопросам охраны труда, а также документы, поступившие в адрес структурного подразделения, требующие исполнения и подготовки ответа. 4.6. Документ считается исполненным, когда решены окончательно все подготовленные в нем вопросы, о проведении необходимых мероприятий поставлены в известность заинтересованные должностные лица, подготовлены необходи-мые распорядительные и информационные документы. Все, с инструкцией покончено, пойдем дальше… Следующим шагом, как мне кажется, необходимо, разработать номенклатуру дел по охране труда. Тем более, что Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины. введен в действие такой нормативный акт, как Перечень типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов (Приказ Главного архивного управления от 20.07.1998 г. № 41). Раздел 5.5. указанного нормативного акта регламентирует раз-работку и сроки хранения документации по охране труда. Форму можно предложить следующую: Наименование доку-мента № папки, в которой хранятся документы Срок хранения документа Где хранится, куда сдается для хранения Вся документация должна храниться у специалиста по охране труда на предприятии в надлежащем порядке, удобном для использования при необходимости или в случае контроля предприятия органами государственного надзора.
  • 0

#7 OFFLINE   Алла Трапезникова

Алла Трапезникова

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 44 сообщений
    Активность: 27 июня 2011 12:36
  • Город:Киев

Отправлено 18 Май 2011 - 14:37

Проводя проверки по охране труда, мне часто приходится сталкиваться с тем, что во многих предприятиях, организациях, учреждениях службами охраны труда не уделяется должное внимание делопроизводству. Документы хранятся в хаотичном состоянии, порой инженер по охране труда не может отыскать необходимую информацию, ли-хорадочно шаря по затасканным папкам, прозрачным файлам, а иногда просто перекладывая бумаги из одной стопы в другую.  Учет документации не ведется, номенклатура дел отсутствует, о сроках хранения документов никто не дога-дывается. И это такое положение дел в службе охраны труда, что же говорить о документации в структурных подраз-делениях, на местах…
Что же необходимо сделать, что бы навести порядок в делопроизводстве по охране труда? Попробуем разо-браться вместе.
Думаю, что, прежде всего службе охраны труда необходимо подготовить инструкцию по делопроизводству по охране труда. Вот как бы ее составил я (уверен, что это не догма).

Инструкция по делопроизводству по охране труда
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему делопроизводства по охране труда  на предприятии. Методическое руководство и контроль за ведением делопроизводства по охране труда возлагается на службу охраны труда предприятия, которая дает указания по вопросам ведения делопроизводства по охране труда, обязательные для исполнения структурными подразделениями предприятия, проверяет состояние делопроизводства на местах и осуще-ствляет обучение работников, ответственных за ведение различных документов по охране труда в структурных под-разделениях.
1.2. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства по охране труда  в структурных подразделе-ниях, своевременное и качественное исполнение документов, а также за их сохранность возлагается на руководителей структурных подразделений.
1.3. Непосредственное ведение делопроизводства в структурных подразделениях возлагается на работников, на-значенных ответственными за эту работу, которые обеспечивают качественное ведение документов по охране труда, учет и прохождение документов в установленные сроки, информируют службу охраны труда предприятия о состоя-нии их исполнения, осуществляют ознакомление работников с нормативными и методическими документами по ох-ране труда.
1.4. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за выполнение требований Инструкции, сохранность находящихся у них служебных документов по охране труда. Об их утрате немедленно док-ладывается руководителю предприятия и руководителю службы охраны труда. Передача документов, их копий работ-никам сторонних организаций (физическим лицам) допускается с разрешения руководителя службы охраны труда.
1.5. При уходе сотрудника в отпуск, выбытии в командировку, в случае болезни, имеющиеся у него документы по охране труда по указанию руководителя структурного подразделения передаются другому сотруднику, который обя-зан принять меры к их своевременному исполнению.
1.6. При увольнении или перемещении руководителя службы охраны труда производится передача дел и доку-ментов, о чем составляется приемо-передаточный акт, который утверждается руководителем предприятия.
1.7.      Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию рабо-ты с документами, создаваемыми средствами вычислительной техники.
1.8.    Выполнение Инструкции обязательно для каждого руководителя отдела, службы, структурного подразделения, должностного лица и специалиста, которые в непосредственной работе ведет делопроизводство по охране труда, с ее требованиями указанные лица должны быть ознакомлены.
1.9.    Порядок работы с письмами, заявлениями, обращениями  и жалобами граждан определяется Законом  Украины «Об обращении граждан».
2. Правила составления и оформления документов
2.1. В соответствии с действующим законодательством Украины «Об охране труда»  издаются следующие распоряди-тельные документы: предписания, инструктивные и информационные письма, приказы (распоряжения), указания.
2.2. Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документа: наиме-нование организации - автора, название вида документа или унифицированной формы документа (включая заголо-вок), заголовок к тексту, дата, индекс, текст, визы, подпись.
2.3. Бланки документов. Документы оформляются на бланках и имеют установленный комплекс реквизитов и порядок их расположения. На предприятии применяются следующие виды бланков: предписания по охране труда, приказа; указания; инструктивного или информационного письма; решения комиссии общественно-гражданского контроля со-стояния охраны труда; служебного письма Госнадзорохрантруда или его теруправления.
Употребление бланков произвольной формы не разрешается.

3. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
3.1.  Подготовка проектов приказов или распоряжение по вопросам охраны труда общих для всего предприятия осу-ществляется службой охраны труда с участием (при необходимости) руководителей служб, отделов, структурных подразделений предприятия, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос. Первый экземпляр проекта документа визируется руководителем службы охраны труда, руководителями служб, отделов, структурных подраз-делений, с которыми согласовывается проект, а также руководителями юридической службы предприятия. 
Текст приказа состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный акт, нормативный или распорядительный документ, то в констатирующей части указывается его название, дата, номер, заголовок и пе-редается содержание той его части, которая непосредственно касается предприятия.
Распорядительная часть приказа начинается словом "ПРИКАЗЫВАЮ".
В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте преамбулы, например: "В дополнение к приказу», «Во изменение приказа по пред-приятию от 08.10.96 N 201...".
Немного отвлечемся от основного разговора. Именно в аналогичных предложениях мне часто приходится ви-деть грубые ошибки. Прошу всех запомнить, правильно так:  Во изменениЕ приказа. Предлог в (во) употребляется с винительным падежом, когда указывает на цель совершения действия (смысл "зачем"; ср.: в доказательство, во избе-жание, во изменение).  При отглагольных существительных (коим является существительное "выполнение") обычно употребляется предлог ЗА: "контроль за выполнением приказа" (см. Д.Э.Розенталь, "Справочник по русскому языку. Управление в русском языке", М., 2002). Так же правильно писать  согласно прилагаемомУ документу, указу, распо-ряжению и т.п. (дательный падеж).
В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом. Проекты приказов представляются на визу секретарю директора предпри-ятия, которая  проверяет правильность их оформления. Ответственность за качество подготовки документов, как по содержанию, так и по оформлению возлагается на должностное лицо, готовившее этот документ.
Приказ подписывает руководитель предприятия  или по его поручению заместитель (главный инженер). (уточнию, необходимо говорить "передать (отдать) документ на подпись руководителю").
Приказ регистрируется, нумеруется порядковым номером в пределах календарного года.
3.2. Указание.
Указание - распорядительный документ по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам организационно-оперативного управления деятельностью предприятия по вопросам охраны труда.
Указание не должно содержать предписаний, носящих нормативный характер. Указания подписываются руководите-лем предприятия  или по его поручению заместитель (главный инженер).
Указание визируется в установленном порядке руководителем подразделения, которое готовит его проект, а также ру-ководителями подразделений, вопросы деятельности которых затрагиваются в документе.
Распорядительная часть указания начинается словом "ПРЕДЛАГАЮ"("ОБЯЗЫВАЮ").
Указание нумеруется порядковым номером в пределах календарного года.
3.3. Инструктивное письмо.
Инструктивное письмо - документ, издаваемый службой охраны труда  в целях оказания методической помощи по вопросам охраны труда структурным подразделениям предприятия.
Инструктивные письма подписываются руководителем службы охраны труда.
Информационная часть инструктивного письма начинается словом "Объявляю", "Сообщаю".
Регистрация инструктивного письма осуществляется аналогичным образом как и вышеуказанные документы.
3.4. Протокол заседания комиссии общественно-гражданского контроля за состоянием охраны труда.
Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на комиссии.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. В водной части заполняются следующие реквизиты: "председатель",
"секретарь", "присутствовали", "повестка дня".
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела стро-ится по схеме:
СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
Основное выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему, постановление (решение) печатается полностью.
Содержание особого мнения записывается в протоколе после соответствующего протокольного решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем
Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы регистрируются в специ-альном журнале в службе охраны труда предприятия.
4. Контроль за исполнением документов
4.1. Организация контроля.
4.2. Все поступающие на имя руководства предприятия документы по охране труда требующие исполнения и подго-товки ответа, подлежат контролю.
4.3. Контроль за исполнением документов устанавливается в целях обеспечения их своевременного и качественного исполнения, повышения уровня организаторской работы и исполнительной дисциплины.
4.4. Поручения с конкретной датой исполнения выполняются в указанный срок.
Поручения без указания конкретной даты исполнения, имеющие в тексте пометку "Срочно", исполняются в 3-дневный, остальные в месячный срок.
Этот срок исчисляется в календарных днях с даты их подписания.
Если по объективным причинам возникла необходимость продления срока исполнения руководитель службы охраны труда не позднее, чем за 3 дня до истечения установленного срока должны подготовить на имя руководителя пред-приятия мотивированную просьбу по этому вопросу и предложение о новом сроке.
4.5. Руководители структурных подразделений обязаны еженедельно рассматривать на оперативных совещаниях со-стояние исполнительской дисциплины по документам по вопросам охраны труда, а также документы, поступившие в адрес структурного подразделения, требующие исполнения и подготовки ответа.
4.6. Документ считается исполненным, когда решены окончательно все подготовленные в нем вопросы, о проведении необходимых мероприятий поставлены в известность заинтересованные должностные лица, подготовлены необходи-мые распорядительные и информационные документы.
Все, с инструкцией покончено, пойдем дальше…
Следующим шагом, как мне кажется, необходимо, разработать номенклатуру дел по охране труда. Тем более, что Главным архивным управлением при Кабинете Министров  Украины. введен в действие такой нормативный акт, как Перечень типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов (Приказ Главного архивного управления от 20.07.1998 г. № 41). Раздел 5.5. указанного нормативного акта регламентирует раз-работку и сроки хранения документации по охране труда.
    Форму можно предложить следующую:

Наименование доку-мента №
папки, в которой хранятся документы Срок хранения
документа Где хранится, куда сдается для хранения

Вся документация должна храниться у специалиста по охране труда на предприятии в надлежащем порядке, удобном для использования при необходимости или в случае контроля предприятия органами государственного надзора.

Просмотр сообщения

Спасибо, очень прикольная штука. Нигде не видела такой инструкции, но она мне очень поможет!
  • 0

#8 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Май 2011 - 15:11

Спасибо, очень прикольная штука. Нигде не видела такой инструкции, но она мне очень поможет!

Просмотр сообщения

Давненько ее придумал. Может кто возьмет ее за основу и доведет до ума??? Времени у меня нет...
  • 0

#9 OFFLINE   Алла Трапезникова

Алла Трапезникова

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 44 сообщений
    Активность: 27 июня 2011 12:36
  • Город:Киев

Отправлено 18 Май 2011 - 15:35

Давненько ее придумал. Может кто возьмет ее за основу и доведет до ума??? Времени у меня нет...

Просмотр сообщения

Я думаю, что я возьму за основу и доведу до ума. На самом деле у меня не будет таких глобальных проблем по хранению документации, так как я очень ответственный сотрудник и люблю порядок и того же буду требовать от ответственных в структурных подразделениях. Больше всего она мне нужна для того, чтобы отвестственные понимали, на основании чего (какого документа) я буду от них требовать. Слова - словами - а бумажка - сила! :)
  • 0

#10 OFFLINE   Алла Трапезникова

Алла Трапезникова

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 44 сообщений
    Активность: 27 июня 2011 12:36
  • Город:Киев

Отправлено 18 Май 2011 - 15:37

У меня по документации и ее хранению другой вопрос: так как есть подразделения, то проверки могут проходить и в них. Вопрос: если все приказы и основная документация хранится у меня, необходимо ли хранить копии этих документов непосредственно в структурных подразделениях, а именно у ответственных за ОТ и ПБ?
  • 0

#11 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Май 2011 - 16:32

У меня по документации и ее хранению другой вопрос:
так как есть подразделения, то проверки могут проходить и в них. Вопрос: если все приказы и основная документация хранится у меня, необходимо ли хранить копии этих документов непосредственно в структурных подразделениях, а именно у ответственных за ОТ и ПБ?

Просмотр сообщения

Те, которые требуют исполнения и контроля именно от этих подразделений-конечно.
  • 0

#12 OFFLINE   valitova

valitova

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 291 сообщений
    Активность: 26 сент. 2017 09:42

Отправлено 18 Май 2011 - 17:15

Мне доводится тянуть охрану труда в компаниях с иностранными инвестициями, уже третья по счету. Ничего такого у них нет и быть не может, и если хочешь получать зарплату, то делай так, как президент компании скажет. Вот и вся нормативка. ИМХО.
  • 0

#13 OFFLINE   Алла Трапезникова

Алла Трапезникова

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 44 сообщений
    Активность: 27 июня 2011 12:36
  • Город:Киев

Отправлено 18 Май 2011 - 17:26

Мне доводится тянуть охрану труда в компаниях с иностранными инвестициями, уже третья по счету. Ничего такого у них нет и быть не может, и если хочешь получать зарплату, то делай так, как президент компании скажет. Вот и вся нормативка. ИМХО.

Просмотр сообщения

Не согласна. Моя компания тоже с иностранными инвестициями :) Головной офис в Турции, и два филиала в Украине и Беларуссии :) и я не могу сказать, что принцип отношения генерального директора к ОТ такой, как вы описываете. Это не так. Если в какой-то компании все грустно, то не значит, что так во всех.
Если руководитель не понимает своей ответственности - значит ему её плохо разъяснили! А разъясняет кто? ИОТ!
*снова начинается паника* :)
  • 0

#14 OFFLINE   Гюрза

Гюрза

    Эксперт

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 8 754 сообщений
    Активность: 16 авг. 2013 12:51
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Май 2011 - 17:34

Мне доводится тянуть охрану труда в компаниях с иностранными инвестициями, уже третья по счету. Ничего такого у них нет и быть не может, и если хочешь получать зарплату, то делай так, как президент компании скажет. Вот и вся нормативка. ИМХО.

Просмотр сообщения

Ну так и делайте как говорит человек, который Вас "кормит". Учитывайте, правда самую малость, -требования действующих нормативов по ОТ....
  • 0

#15 OFFLINE   Алла Трапезникова

Алла Трапезникова

    Участник форума

  • Участники
  • PipPip
  • 44 сообщений
    Активность: 27 июня 2011 12:36
  • Город:Киев

Отправлено 18 Май 2011 - 17:42

Ну так и делайте как говорит человек, который Вас "кормит". Учитывайте, правда самую малость, -требования действующих нормативов по ОТ....

Просмотр сообщения

Думаю, что это вряд ли удастся с таким отношением :)
  • 0