Перейти до публікації
Український форум з охорони праці
DDi

Обзор законодательства от 04.11.2014

Рекомендовані повідомлення

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

• Минсоцполитики отметило, что студенты могут проходить стажировку на предприятиях, в организациях, учреждениях на основании договоров о стажировке, которые предусматривают возможность выполнения профессиональных работ.

Выполненная работа оплачивается на основании акта приема-сдачи работ. В таком случае заработная плата и другие выплаты не выплачиваются, а также не предоставляются ежегодные отпуска.

Если же стажировка студента проводится с целью приобретения им опыта практической работы, а программа стажировки предусматривает только выполнение им профессиональных задач и обязанностей на должности, соответствующей полученной профессии, студент может проходить стажировку на основании срочного трудового договора, заключенного с работодателем.

В этом случае ему выплачивается заработная плата и другие выплаты, предоставляются отпуска в порядке и на условиях, определенных законодательством (письмо от 07.03.2014 г. № 300/039/97-14).

• Минсоцполитики отметило, что в случае увольнения по окончании срочного трудового договора беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, собственник или уполномоченный им орган обязан обеспечить их трудоустройство. На период трудоустройства за этими женщинами сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

Ответственность работодателя за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 41КоАП и ст. 172 УК.

Напомним, за нарушение трудового законодательства предусмотрен штраф для должностных лиц от 510 до 1700 грн.

Кроме того, незаконное увольнение работника по личным мотивам, а также иное грубое нарушение законодательства о труде карается:

  • штрафом до 850 грн. либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • или исправительными работами на срок до двух лет.

Это же нарушение, содеянное относительно несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, которая имеет ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, карается:

  • штрафом от 850 до 1700 грн.;
  • или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • или исправительными работами на срок до двух лет;
  • или арестом на срок до шести месяцев (письмо от 10.09.2014 г. № 143/06/187-14).

• Минсоцполитики и Минюст внесли изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, которые направлены на упрощение процедуры расторжения трудового договора между работником и физлицом-предпринимателем, использующим наемный труд. Приказ вступил в силу 21 октября 2014 года.

Теперь внесенные физическим лицом в трудовые книжки записи подтверждаются подписью должностного лица органа государственной службы занятости, независимо от места регистрации трудового договора, и удостоверяются его печатью. Ранее записи должны были подтверждаться в службе занятости, где был зарегистрирован трудовой договор.

Принятые изменения позволяют упростить процедуру трудоустройства вынужденных переселенцев с территории проведения АТО (приказ от 16.09.2014 г. № 661/1541/5).

• Минсоцполитики внесло изменения в Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд.

Одним из главных изменений является то, что снять с регистрации трудовые договора между предпринимателем и работником можно независимо от места регистрации данного трудового договора, то есть в любом центре занятости.

Касательно прочих изменений — они косметические. Однако подчеркнем, что доверенность для представления интересов предпринимателя в центре занятости уполномоченному лицу нотариально заверять не нужно (приказ от 16.09.2014 г. № 660).

• Минсоцполитики разъяснило, какие сроки исковой давности применяются к спорам, возникающим из трудовых отношений.

Таким образом, в соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса Украины (далее ― ГКУ), установлена общая исковая давность продолжительностью в 3 года. Для отдельных видов требований может устанавливаться специальная исковая давность: сокращенная или более продолжительная по сравнению с общей. Исковая давность, установленная законом, не может быть сокращена по договоренности сторон.

При этом согласно ч. 1 ст. 9 ГКУ, положения ГКУ применяются к трудовым и семейным отношениям только тогда, если они не урегулированы иными актами законодательства. Но в КЗоТ данный вопрос урегулирован путем установления специальных сроков исковой давности. Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении ― в месячный срок со дня получения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд без ограничения любым сроком.

Для обращения работодателя в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Таким образом, с учетом ст. 9 КЗоТ установление в трудовом договоре условия о сокращении сроков исковой давности по сравнению с установленными законодательно является недействительным (письмо от 06.10.2014 г. № 3050/0/06/14).

• Национальная служба посредничества и примирения утвердила Положение о порядке и сроках рассмотрения работодателем или уполномоченным им лицом, организацией работодателей, объединением организаций работодателей требований наемных работников, профсоюза (далее ― Положение).

Положением установлен порядок и сроки рассмотрения работодателем требований наемных работников и профсоюзов.

Работодатель обязан рассмотреть требования работников или профсоюза и сообщить им о своем решении в трехдневный срок со дня получения требований. Если удовлетворение требований выходит за пределы компетенции работодателя, у него возникает обязательство передать данные требования в трехдневный срок со дня получения владельцу или в соответствующий вышестоящий орган управления, который вправе принять решение, и безотлагательно письменно уведомить об этом представителей работников (профсоюзы).

Срок рассмотрения требований наемных работников каждой инстанцией не должен превышать 3 дней. Общий срок рассмотрения требований и принятия решения не должен превышать 30 дней со дня получения этих требований работодателем.

Непредоставление работодателем ответа на требования работников или профсоюза в сроки, установленные Положением, является основанием для принятия решения о возникновении коллективного трудового спора.

О возникновении коллективного трудового спора (конфликта) орган, представляющий интересы работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно проинформировать работодателя, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по местонахождению предприятия и Национальную службу посредничества и примирения (в случае возникновения КТС (к) на национальном и отраслевом уровне) или отделения НСПП (в случае возникновения КТС (к) на производственном и территориальном уровне) (приказ от 26.09.2014 г. № 65).

• Минфин подчеркивает, что постановлением КМУ «О внесении изменений в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 23 марта 2011 г. № 373» от 25.03.2014 г. № 88 предусматривается установление надбавки в размере до 20% должностного оклада (ставки заработной платы) педагогическим работникам дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I–II уровней аккредитации, прочих учреждений и заведений независимо от их подчинения.

То есть в пределах фонда оплаты труда руководитель заведения образования может выплачивать надбавку в максимальном размере. Размер доплат устанавливается руководителем учебного заведения (учреждения) в пределах фонда оплаты труда. Таким образом, доплаты не отменяются и могут устанавливаться в любом размере в пределах определенного предельного размера.

Кроме того, Минфин напоминает, что практически все надбавки или доплаты согласно действующим нормативно-правовым актам устанавливаются в предельном размере (письмо от 19.09.2014 г. № 31-07010-05-3/24264).

• Минсоцполитики внесло изменения в свой приказ «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.1996 г. № 77.

Предыдущая редакция его п. 3 приложения 2 предусматривала, что уборщикам служебных помещений и горничным, использующим дезинфицирующие средства в работе, устанавливается доплата в размере 10% месячного оклада.

Теперь же указано, что данная доплата устанавливается работникам за использование в работе дезинфицирующих средств, а также работникам, занятым уборкой туалетов (приказ от 25.09.2014 г. № 690).

• Минсоцполитики рассмотрело вопросы индексации заработной платы.

Надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы предусмотрена действующим законодательством и является объектом индексации. Месяц установления указанной надбавки и месяц, в котором увеличивается процент этой надбавки по сравнению с предыдущим периодом, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации.

В случае если надбавка была установлена, а затем некоторое время не выплачивалась, и вновь была установлена работнику в таком же размере, то такая переустановка надбавки не является основанием считать месяц базовым.

Учитывая вышеизложенное, Минсоцполитики констатирует: если работнику до 2012 года устанавливалась надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере 50%, в 2012 году она не выплачивалась, а с января 2013 года она была установлена в том же размере, это не должно влиять на изменение базового месяца.

Относительно индексации работнику надбавки за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника Минсоцполитики сообщило следующее. Месяц, в котором происходит повышение денежных доходов в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника, нельзя считать базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации (в случае, когда не происходит повышения тарифной ставки (оклада)) (письмо от 11.08.2014 г. № 8959/0/14-14/10).

• Минсоцполитики рассмотрело вопрос относительно материальной ответственности работников за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

За причиненный ущерб при исполнении трудовых обязанностей виновные работники несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.

Минсоцполитики напомнило, что под прямым действительным ущербом, в частности, следует понимать утрату, ухудшение или снижение ценности имущества, необходимость для предприятия, учреждения, организации произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или других ценностей либо произвести излишние, то есть вызванные вследствие нарушения работником трудовых обязанностей, денежные выплаты.

По общему правилу, работник за причиненный предприятию ущерб несет ограниченную материальную ответственность.

Вместе с тем, трудовое законодательство предусматривает возложение на работника, виновного в причинении ущерба предприятию, с которым он состоит в трудовых отношениях, обязанности возместить прямой действительный ущерб в полном объеме без каких-либо ограничений в случаях, предусмотренных ст. 134 КЗоТ (письмо от 13.08.2014 г. № 87/0/15-14/06).

• Мининфраструктуры утвердило Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса с целью организации безопасного труда и эффективного контроля за работой водителей городского электрического транспорта. Соответствующий приказ действует с 24 октября.

Документ распространяется на предприятия, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами или обеспечивают перевозки для собственных нужд, независимо от форм собственности.

В Положении установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Рабочее время водителей регулируется графиками работы (сменности), которые составляются на весь учетный период. В этих графиках определяются количество рабочих дней (смен), исходных и дополнительных дней отдыха, продолжительность ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) должна быть не менее 2-х часов без учета времени для отдыха и питания.

После управления подвижным составом в течение 4-х часов водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 минут. Перерыв может не предоставляться в случае продолжительности рабочей смены до 5 часов. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого 24-часового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 10 последовательных часов. В отдельных случаях допускается сокращение продолжительности отдыха между сменами с соответствующим увеличением времени на отдых в следующие дни.

Продолжительность стоянки трамвая и троллейбуса на конечных станциях, где водителям делается отметка времени прибытия и отправления, устанавливается расписанием движения и должна быть не меньше 2 минут. На конечных станциях, где интервал движения меньше 2 минут, продолжительность остановки допускается до 1 минуты.

График работы (сменности) на учетный период доводится до сведения каждого водителя не позднее, чем за неделю до введения его в действие. Индивидуальные наряды на работу водителям должны выдаваться заблаговременно, но не позднее чем за два дня до начала работы.

Графики должны обеспечивать необходимую продолжительность работы подвижного состава в течение дня в соответствии с потребностями транспортного обслуживания населения (приказ от 15.09.2014 г. № 444).

• Минсоцполитики и Минюст утвердили изменения «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников».

Дубликат трудовой книжки может быть выдан по новому месту работы при отсутствии доступа к трудовой книжке работника, в частности, в связи с проведением АТО на территории, где работал работник.

Дубликат выдается на основании заявления работника и полученной им в письменном виде информации в произвольной форме из Антитеррористического центра при СБУ о проведении АТО на территории, где работал работник.

В случае возобновления доступа к трудовой книжке записи из дубликата о периодах работы переносятся в трудовую книжку. При этом на первой странице дубликата делается надпись «Дубликат аннулирован», заверяется печатью работодателя по последнему месту работы и дубликат возвращается его владельцу (приказ от 06.10.2014 г. № 720/1642/5).

• Кабмин решил выровнять денежное обеспечение для всех военнослужащих одинакового ранга, которые выполняют задачи в зоне антитеррористической операции. Данное распоряжение было принято 24 октября. Выплаты за октябрь будут начисляться уже согласно принятому решению.

Старшие офицеры в зоне АТО — майоры, полковники Главного управления разведки Минобороны получали 15 148 грн., СБУ — 15 612 грн., Службы Госсвязи — 11 911 грн., Пограничной службы — 12 120 грн., Нацгвардии — 8740 грн. После принятия распоряжения все они будут получать выплаты на уровне военнослужащих Минобороны в зоне АТО — 21 925 грн.

Младшие офицеры — лейтенанты, младшие лейтенанты, капитаны ГУР Минобороны получали 7940 грн., СБУ — 9918 грн., Пограничной службы — 7349 грн., Нацгвардии — 6440 грн. Теперь выплаты младшим офицерам в зоне АТО будут привязаны к выплатам военнослужащим ВСУ и составят 17 840 грн.

Военнослужащие по контракту — рядовой и младший начальствующий состав ГУР Минобороны получали 6123 грн., СБУ — 6464 грн., Пограничной службы — 6743 грн., Нацгвардии — 5696 грн. Теперь они будут получать 10 447 грн. — на уровне выплат военнослужащим по контракту — рядовому и младшему начальствующему составу Минобороны.

Военнослужащие срочной службы в Минобороны получали 4774 грн., а в Нацгвардии — 3170 грн. Теперь последним будет поднято денежное обеспечение до 4774 грн. (распоряжение от 24.10.2014 г. № 1036-р).

• Минсоцполитики рассмотрело вопрос относительно случаев конфиденциальности условий трудового контракта.

Контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины.

Согласно Типовой форме контракта с работником, стороны могут предусматривать в контракте случаи конфиденциальности условий данного контракта или отдельных его частей. Конфиденциальность контракта не распространяется на условия, урегулированные действующим законодательством, и относительно органов, осуществляющих контроль за их соблюдением.

Заключение договора о конфиденциальности не предусмотрено нормами трудового законодательства (письмо от 28.08.2014 г. № 275/06/186-14).

Кабмин внес изменения в постановление от 01.03.2014 г. № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета», сняв ограничения с максимального уровня заработной платы для участников АТО.

Изменения внесены в пункт, который ограничивает максимальный размер месячной зарплаты руководящих работников органов госвласти и других госорганов 15 размерами минимальной заработной платы.

Теперь это ограничение не будет применяться к максимальному размеру ежемесячного денежного обеспечения (заработной платы), начисленного военнослужащим, лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Госслужбы специальной связи и защиты информации, руководящим работникам летного, летно-подъемного, инженерно-технического состава авиации Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, которые принимают участие в антитеррористических операциях, осуществлении мер по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражению вооруженного нападения на охраняемые объекты военнослужащими, освобождению этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, боевой и другой техникой, — за соответствующий месяц начиная с 1 мая 2014 года (постановление от 30.10.2014 г. № 578).


ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• 1 октября 2014 года на заседании Кабмина принято постановление «Об особенностях реализации конституционных прав отдельных категорий застрахованных лиц на государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Так, лица, которые состоят (состояли) в трудовых отношениях и перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения АТО, будут получать материальное обеспечение и социальные услуги непосредственно по фактическому месту проживания — в фондах соцстраха по временной утрате трудоспособности и от несчастных случаев.

При этом, если у человека нет необходимых документов, подтверждающих право на такие выплаты и социальные услуги, — они будут назначаться по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.

При отсутствии отдельных сведений о застрахованном лице в реестре, помощь будет назначаться в минимальном размере, до получения необходимой информации с последующим перерасчетом сумм.

Предусмотрено, что после принятия правлениями фондов необходимых нормативно-правовых актов больничные и страховые выплаты будут назначаться и выплачиваться в установленном порядке через банковские учреждения.

• ФСС по ВУТ разъяснил, в каких случаях и кем должен выдаваться (продлеваться) листок нетрудоспособности работающему родителю на период реабилитационного лечения ребенка.

Напомним, что согласно абз. 2 п. 10 ст. 35 Закона № 2240 застрахованному лицу, которое направляется на лечение в реабилитационное отделение санаторно-курортного заведения после перенесенных заболеваний и травм непосредственно из стационара лечебного учреждения, пособие по временной нетрудоспособности предоставляется за все время пребывания в санаторно-курортном учреждении (с учетом времени на проезд в санаторно-курортного заведения и обратно).

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности (ч. 1 ст. 51 Закона № 2240). При этом если больного направляют на долечивание в реабилитационные отделения санаторно-курортных заведений непосредственно из стационаров, больничный продлевается лечащим врачом санаторно-курортного учреждения на весь период, необходимый для окончания назначенного лечения и реабилитации с учетом проезда, но не более законодательно определенного периода (п. 2.14 Инструкции № 455).

Относительно выдачи больничного листа работающему родителю на период реабилитации ребенка специалисты ФСС по ВУТ подчеркнули, что такой лист выдается только одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет. Листок нетрудоспособности выдается лечащим врачом до начала лечения в Центрах реабилитации детей с органическим поражением нервной системы на весь срок лечения ребенка в Центре (с учетом времени на проезд в обоих направлениях) на основании справки-вызова из Центра, а также при наличии заключения ВКК о необходимости постороннего ухода во время лечения в Центре (п. 3.12 Инструкции № 455).

Добавим, что оплата лечения ребенка в санаторно-курортных заведениях предусмотрена также в случае необходимости ухода на весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, за ребенком, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС. При этом в случае болезни ребенка, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, пособие выплачивается в размере 100% средней зарплаты независимо от стажа (п. 3.3 Инструкции № 455) (письмо от 15.07.2014 г. № 2.4-17-1801).

• Минсоцполитики напоминает: с 1 июля 2014 года помощь при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста объединены в один вид помощи, и установлен фиксированный размер помощи при рождении ребенка в сумме 41 280 грн. независимо от количества рожденных детей.

В свою очередь, постановлением КМУ «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми» от 25.06.2014 г. № 208 предусмотрено, что для лиц, у которых закончился срок выплаты помощи при рождении первого ребенка, выплачиваемой 24 месяца, на следующие 12 месяцев назначается помощь до достижения ребенком трехлетнего возраста в размере 130 грн.

Также социальная поддержка семей с детьми осуществляется в виде назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, предоставление социальных услуг, жилищных субсидий, компенсаций и льгот.

В Министерстве отмечают, что в нынешних условиях в Украине повышение размера государственных пособий является неактуальным (письмо от 05.08.2014 г. № 2017/5/123-14).


ОХРАНА ТРУДА

• Госгорпромнадзор разъяснил, что лица, которые совмещают профессии, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда — как по основным профессиям, так и по профессиям по совместительству.

В целом в соответствии с законодательством организация процесса обучения возлагается на работодателя. Для этого, в соответствии с Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Госгорпромнадзора от 26.01.2005 г. № 15, ему предоставлено право на предприятии, с учетом специфики производства и требований нормативно-правовых актов по охране труда, разрабатывать и утверждать соответствующие положения, а также формировать планы-графики проведения обучения и проверки знаний, с которыми должны быть ознакомлены работники.

Следовательно, прохождение обучения по охране труда для совместителей определяется соответствующим положением, действующим на предприятии.

Также специалисты Госгорпромнадзора отметили, что требования о прохождении обучения для лиц, работающих по договору подряда, могут определяться соответствующими условиями договора (письмо от 18.08.2014 г. № 6293/0/8-03/6/14).

• Госгорпромнадзор предоставил разъяснение относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) при проведении специальных расследований несчастных случаев на производстве и указания результатов проверок в актах по форме Н-5.

Как известно, до конца 2014 года введен мораторий на проверки предприятий любыми контролирующими органами, кроме органов ГФСУ. Любые другие органы могут проводить проверки только с разрешения Кабмина или по заявлению самого предприятия.

Однако при необходимости проведения проверки на предприятии, где произошел несчастный случай, получение такого разрешения приведет к затягиванию сроков специального расследования и нарушению конституционных прав пострадавших работников и членов их семей на социальную защиту в связи с несчастным случаем.

Поэтому Госгорпромнадзор предложил следующий выход:

  • к материалам специального расследования несчастных случаев, кроме других документов, приобщать копии документов последних проверок состояния охраны труда на предприятиях, которые касаются несчастного случая и проводились до его наступления;
  • в разделе 2 акта по форме Н-5 отметить недостатки в организации работы по охране труда на предприятии по результатам рассмотрения специальной комиссией документации предприятия (службы охраны труда, отдела кадров и т. д.);
  • в разделе 4 акта по форме Н-5 отметить обобщенные результаты последней проверки состояния охраны труда на предприятии, которые непосредственно касаются несчастного случая (письмо от 05.09.2014 г. № 6785-6/5-10/6/14).

• Госгорпромнадзор рассказал о проведении обучения и проверки знаний должностных лиц.

Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюзов. То есть законодательством предусматриваются отдельные специфические требования к обучению должностных лиц.

Термины «обучение по вопросам охраны труда» и «специальное обучение» употребляются, соответственно, в следующих значениях:

  • обучение по вопросам охраны труда — это обучение работников, учащихся, курсантов, студентов, слушателей с целью получения необходимых знаний и навыков по вопросам охраны труда или безопасного ведения работ;
  • специальное обучение — это ежегодное изучение работниками, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью или где есть потребность в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.

Для обучения должностных лиц устанавливаются отдельные специфические нормы.

К работе не допускаются, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (письмо от 18.08.2014 г. № 6280/0/8-03/6/14).


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

• СБУ высказала свою позицию относительно правомерности записи субъектами хозяйствования разговоров по корпоративным телефонам работников и контроля их электронной переписки.

Снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей является оперативно-розыскной мерой, связанным с временным ограничением прав граждан, которую вправе осуществлять исключительно подразделения государственных органов. Проведение таких мер другими субъектами, в том числе частными организациями и лицами, запрещено Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

При этом прослушивание или запись разговора либо просмотр корреспонденции, которые ведутся с корпоративных средств связи после фактического получения согласия всех участников беседы на такие действия, не будут нарушать их прав и не будут иметь признаков оперативно-розыскной деятельности.

В ходе такой деятельности могут накапливаться и использоваться сведения о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано, что фактически является обработкой персональных данных. Такая обработка должна осуществляться с учетом требований Закона «О защите персональных данных» после согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, создания условий для защиты этих данных и с обеспечением его прав.

Однако открытым остается вопрос, в какой форме должно быть изложено подобное согласие. В принципе, сложно представить механизм получения согласия третьих лиц, не имеющих отношения к субъекту хозяйствования, с которыми работник контактирует с помощью корпоративных средств связи (письмо от 16.06.2014 г. № 16/16/13-4/25/2739).


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

• ВСУ, рассмотрев дело о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда, сделал правовое заключение, согласно которому при рассмотрении дела о восстановлении на работе работника, уволенного по пункту 2 части 1 ст. 41 КЗоТ, суду, помимо прочего, необходимо выяснить: составляет ли выполнение операций, связанных с непосредственным обслуживанием ценностей, основное содержание трудовых обязанностей истца; носит ли выполнение им указанных действий ответственный, подотчетный характер с наличием учета, контроля за движением и хранением ценностей.

Кроме того, проверяя соблюдение ответчиком при увольнении с работы истца требований части 7 ст. 43 КЗоТ и части 6 ст. 39 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», суд должен выяснить, содержит ли решение профсоюзного органа об отказе в предоставлении согласия на расторжение трудового договора правовое обоснование такого отказа, не давая при этом оценки обоснованности самого решения.

В пересматриваемом деле суд кассационной инстанции оговорил правомерность такого обоснования, что лежит вне компетенции суда, а также не учел то, что собственник или уполномоченный им орган имеет право уволить работника без согласия профсоюзного комитета только в случае, если в решении этого выборного органа вообще нет обоснования отказа в предоставлении согласия на расторжение трудового договора, а не в случае неправильного его обоснования (постановление от 24.09.2014 г. № 6-104цс14).

• ВСУ на заседании Судебной палаты по гражданским делам принял постановление по делу, предметом которого был спор о привлечении к дисциплинарной ответственности.

В документе говорится, что согласно части второй статьи 41 Закона о профсоюзах и части второй статьи 252 КЗоТ одной из гарантий возможности осуществления своих полномочий работниками, которые избраны в состав выборной профсоюзной организации, является запрет привлечения их к дисциплинарной ответственности без предварительного согласия выборного органа, членами которого они являются.

Согласно части шестой статьи 39 Закона о профсоюзах, решение профсоюза о непредоставлении согласия на расторжение трудового договора с работником должно быть обоснованным. Если в решении нет обоснования отказа — работодатель имеет право уволить работника без согласия выборного органа профсоюза.

ВСУ отметил, что анализ указанной нормы дает основания для вывода о том, что собственник имеет право уволить работника без согласия профсоюзного органа при отсутствии обоснования профсоюзным органом такого отказа, а не по мотивам отказа.

По аналогии правило части шестой статьи 39 Закона о профсоюзах следует применить и к предусмотренным частью второй статьи 252 КЗоТ, частью второй статьи 41 Закона случаям получения согласия профсоюзного органа на привлечение работников — членов выборных профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности (постановление 22.10.2014 г. № 6-163цс14).


К СВЕДЕНИЮ

• Утвержден показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо в сумме 3008 грн. 73 коп., который будет применяться при определении коэффициента заработной платы за август 2014 г. при назначении пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Госстат Украины опубликовал информацию о средней заработной плате штатных работников по регионам и по видам экономической деятельности в сентябре 2014 года.

По регионам:

  • Средняя зарплата в Украине в июле по сравнению с августом увеличилась на 111 грн. — и составляет 3481 грн.
  • Самая высокая средняя зарплата традиционно зафиксирована в Киеве — 5362 грн.
  • Самая низкая — в Тернопольской области — 2527 грн.

По видам экономической деятельности:

  • Самый высокий уровень зарплат отмечен в авиатранспорте — 12872 грн.
  • На втором месте — финансовая и страховая деятельность — 6671 грн.
  • Самый низкий уровень в сфере почтовой связи и курьерской деятельности — 1881 грн.
HR-Лига

 

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Как известно, до конца 2014 года введен мораторий на проверки предприятий любыми контролирующими органами, кроме органов ГФСУ Интересно,с какой скоростью руководители начали урезать зарплату инженерам по охране труда или вовсе увольнять их с работы? Я слышала, что  наше правительство хочет продлить этот мораторий еще на 2 года, вывод господа охранники труда?

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть у нього для коментування

Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз

×
×
  • Створити...